Версия для слабовидящих

21 января - День освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков

23.01.2024
Ровно 81 год назад черная страница истории краевого центра была перевернута. 21 января 1943 года Кра

Всемирный день защиты животных

04.10.2023
Всемирный день защиты животных – праздник, который отмечают во всем мире 4 октября. Он был учр


Страница участника II (городского) этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2023 году
в номинации «Лучший воспитатель»
Бобровой Юлии Александровны

Уважаемые родители!

Добро пожаловать  на страничку логопеда.

Вы считаете, что у вашего ребенка есть речевые проблемы?

Логопед поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию.

Отметит, какие есть отклонения в произношении, понимании, общении, какие стороны речи и психической жизни необходимо развивать. Дело в том, что речь тесно связана с ритмическими способностями, координацией движений и мелкой моторикой, слуховым вниманием и др.

Логопед знает, как научить ребенка правильно произносить звуки;

Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы логопеда.

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая подъязычная связка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:

  • подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
  • этапа появления звука (постановка звука);
  • этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).

развивать фонематическое восприятие;

Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?

Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.

Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

 

Расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).

Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

работать над умением составлять рассказы, пересказы;

обучить ребенка грамоте, чтению и письму;

справиться с проблемой нарушения чтения, письма - дислексией и дисграфией;

формировать слоговую структуру слова;

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.

Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку);

Что делать, если у ребенка укорочена уздечка?

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Л и Р.

Вам могут предложить ее "подрезать", однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

проводить логопедический массаж;

Что такое логопедический массаж и зачем он нужен?

Логомассаж - нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения  у детей и взрослых, страдающих тяжелыми речевыми расстройствами.

В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов.

Цель зондового массажа - нормализация речевой моторики, значит и произношения.

Работа начинается с обследования артикуляционного аппарата: жевательных, мимических мышц, мышц языка, губ, щек, мягкого неба.

Делаются выводы о том, какие мышцы или группы мышц поражены и в какой степени.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Автор методики зондового массажа - известный логопед Е.В Новикова.

и не только...

Для ребенка составляется индивидуальная коррекционная программа, подбираются задания и упражнения.

С детьми ежедневно  проводятся   фронтальные занятия (со всеми детьми группы),  занятия по подгруппам и индивидуальные занятия (с каждым ребенком).

В своей деятельности мы руководствуемся  принципами педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи, коррекционно-развивающей направленности   образования,  дифференцированного и индивидуального подхода.

Для повышения эффективности и качества работы активно сотрудничаем с родителями детей, воспитателями логопедических групп, психологом детского сада, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре, изучаем инновационные подходы в логопедии,  используем в образовательной деятельности современные технологии.

На моей странице в специальных рубриках Вы найдете ответы на многие интересующие Вас вопросы.

Речевые игры дома.     Развивайте речь ребенка!             

 

Разговаривайте с ним на прогулке, играя, занимаясь домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что он слышал.

Учите ребенка различать звуки в словах, определять место звука в слове.

*    Назвать как можно больше слов на заданный звук: - а-

Аист, Аня, астра;

*     Назвать как можно больше слов , в составе которых есть данный звук:

Звук С – собака, сумка, нос, усы, автобус;

Звук Ж – жук, ножи, ножницы, жираф.

*    Дополнительное задание: определить место в слове (в начале, в середине или в конце слова).

*    Определить, какой звук слышится в начале или в конце слов: ШАР, КОТ, ЖУК, СТУЛ.

*     Определить, из каких звуков состоит данное слово. Для этого слово произносится протяжно, с выделением данного звука: Уумм, ддоомм, шшууббаа.

*     Отгадать, какое слово получится из отдельно произносимых звуков:

Л…у…н…а, р…у…ч…к…а.

*    Отгадать, какое слово задумано:

1. отсутствует 1-й звук: ..уба, ..ампа.

2. отсутствует последний звук: сту.., бан.., самова…

*     Назвать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова:

совА – АльбоМ – МальчиК…

Для этих целей очень полезны игры в города, цветы и т.п., в которых называются только слова – названия городов, цветов.

*     Подобрать похоже звучащее слово, т.е. рифму:

мишка – топтышка, малышка, сынишка…

* Составить предложения, слова которого начинаются на определенный звук:

П – Папа принес подарок. Б – Боря бьет в барабан.

*     Составьте как можно больше предложений, используя данные слова:

Мышка – сыр, Автобус – дорога, Мальчик – книга. Развитие движений кисти и пальцев рук.

                                                                               

                                                                        Материал подготовила

                                                                        Учитель-логопед Волковская О.И.

 

 

 

Развитие речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии

   с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной   

   нормы.

      Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является   

  важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка,

  способствующим улучшению артикуляционных движений,  

  подготовки кисти руки к письму и, что   не менее важно, мощным

  средством, повышающим работоспособность коры  головного    

  мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно,

  упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3   

  месяцев.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений.    

         Благоприятное действие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т.д.).

                       Самомассаж кисти и пальцев рук.

Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.

Надавливание не подточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

                                                          Уважаемые родители!

 

Выкладывание букв из различных материалов - серьёзное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу.

Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала вы выкладываете или рисуете на бумаге букву - образец и знакомите с ней ребёнка. 3атем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда ребёнок с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится их читать.

Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы кусочки бумаги, веточки, счётные палочки, толстые нитки.

Предложите ребёнку самому находить материал для выполнения подобных заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

 

 

                                                                        Материал подготовила

                                                                        Учитель-логопед Волковская О.И.

 


 

Рекомендации по развитию речи ребенка раннего возраста

  • Каждый раз, беря малыша- на руки, купая и пеленая его, нежно и
    ласково разговаривайте с ним.
  • Говорите то, что ребенок уже понимает, но сам еще не может
    сказать.
  • Побуждайте малыша подражать Вам при произнесении звуков и
    первых лепетных слов.
  • Указывайте жестами на объекты, о которых Вы говорите ребенку.
  • Называйте имена людей и названия объектов к которым ребенок
    проявляет интерес.
  • Говорите простыми фазами, доступными для восприятия и
    понимания ребенка.
  • Подчеркнуто произносите ключевые слова, обращая внимание на
    новые слова и связывайте- их с тем, что происходит в данный
    момент.
  • Побуждайте малыша прислушиваться к различным звукам, когда
    он спокоен и бодрствует.

Рекомендации по общению с ребенком раннего возраста в игре

  • Играйте со своим ребенком: привлекайте его к себе, обнимайте,
    поглаживайте его, целуйте!
  • Отведите на совместные игры те часы, когда Вы и Ваш ребенок
    обычно находитесь в самом лучшем расположении духа.
  • Разговаривайте с ребенком эмоционально и выразительно, широко
    используя при этом жесты, мимику, пантомимику.
  • Не разрешайте детям только-то, что действительно требует запрета.
  • Говорите «нельзя» с встревоженной интонацией и мимикой лица
    выражайте запрет.

Рекомендации по выбору оборудования к играм

  • Для игр используйте яркие, издающие звуки предметы.
  • Кроме игрушек, ребенку интересны простые предметы, находящиеся в каждом доме: банки, крышки, кастрюли, ложки, коробочки, бумага и т. д.
  • Используйте так же простые предметы обихода: мотки ниток,
    разноцветные большие катушки, ленты, лоскуты ткани, пакеты, платки,
    шарфики.
  • Развивая зрительное восприятие ребенка, не забывайте, что важно
    развивать и другие "ощущения. Поэтому используйте игрушки,
    издающие звуки, побуждайте ребенка ощупывать предметы, разные по
    текстуре (мягкие, жесткие, гладкие, колючие и т.д.).
  • Обеспечьте малыша различными предметами, которые можно
    выбрасывать, ронять, перекладывать, доставать и высыпать.
  • Предметы для игр должны быть безопасны для ребенка: небьющиеся, без острых углов и режущих краев.
  • Не позволяйте ребенку играть с мелкими предметами в Ваше
    отсутствие

          "Все о прикусе ребекнка".

          "Короткая уздечка"